При мер выбора факторов и вывода расчетной формулы. для определения нормативов численности. кладовщиков складов горюче-смазочных материалов

Пример дается применительно к условиям работы группы аэро­портов, эксплуатирующих средние и дальние магистральные само­леты.

При проектировании нормативов численности кладовщиков складов ГСМ аэропортов гражданской авиации могут быть допу­щены отклонения нормативной численности от скорректированной до ± !5% как для группы предприятий, выпускающих однород­ную. но неодинаковую продукцию. Этот предел отклонения обус­ловлен тем, что большинство аэропортов гражданской авиации обеспечивает выпуск многотонной авиационной техники разного назначения в различные строго регламентированные сроки. Могут 150
позникнуть значительные отклонения скорректированной факти­ческой численности от спроектированной на средний темп работ, так как п условиях производства темп работы кладовщиков

разный.

Предварительным выбор факторов производится на основании изучения п анализа организации и содержания работ, выполняе­мых кладовщиками складов горюче-смазочных материалов.

Действующий уровень организации вспомогательных работ дан­ного вида на отобранных предприятиях является рациональным, о чем свидетельствуют довольно высокие коэффициенты занятости (табл. 29), и принимается за типовой на предприятиях граждан­ской авиации, для которых разрабатываются нормативы.

В результате предварительного анализа выбраны следующие факторы:

— количество складов, обслуживаемых кладовщиками, е;

— физический объем топлива, отпущенного складами ГСМ,

Офю! 4

сменность работы складов ГСМ, с;

— количество самолето-вылетов с данного аэропорта т;

— количество заправок топливозаправщиков, произведенных складами за год, q.

Указанные факторы подвергнуты логическому и графоаналити­ческому анализу (см. табл. 28. 30, графики на рис. 11, 12, 13, 14), в результате которого выявлено, что существенное влияние на тру­дозатраты работ кладовщиков оказывают такие факторы:

— количество складов с;

— количество заправок q.

Сменность работы кладовщиков не учтена, так как в аэропор­тах выборочной совокупности кладовщики работают в четыре

смены.

Физический объем топлива, расходуемый складом, в целом не определяет трудоемкости работы кладовщиков, однако он учиты­вается посредством расчетного фактора — количества заправок топливозаправщиков. Количество самолето-вылетов не имеет тес­ной связи с трудозатратами кладовщиков (см. графики на рис. 11 п 12).

К показателям, используемым при учете работ службы ГСМ и слецавтобазы, относятся: физический объем топлива Ффи, и коли­чество топливозаправщиков по типам пгт. Их емкость / берется из паспорта по номиналу. Количество заправок q определяется сле­дующим образом:

1. Рассчитывается средневзвешенная емкость топливозаправ­щиков:

nilfl+m2f2+…+mnfrt ‘2 m, f,

/V р=————————————————— 7—. (55)

і: m,

‘-і

где Ши ш2……. шп — количество топливозаправщиков по тинам.

Л* А* •— fn — емкость топливозаправщиков по типам, л.

2. Рассчитывается количество заправок:

(56)

где г/ 0,8 г/см* — средний удельный вес топлива.

Рис. II. Зависимость численно- Рис. 12. Зависимость численности кла — ттн кладовщиков от количества довщнков, приходящихся на один самолето-вылетов склад, от количества самолето-выле­

тов

Количество заправок рассчитывается но данным, сведенным в табл. 29.

Как указывалось, численность кладовщиков службы ГСМ зави­сит от количества складов. Количество складов, нс обслуживаемых кладовщиками, при выводе формулы не учитывается.

Анализ степени влияния выбранных факторов и определение вида зависимости производится на основании следующих предва­рительно построенных графиков:

1) зависимость численности кладовщиков от количества скла­дов (рис. 13) чск=/ (с);

2) зависимость численности кладовщиков от количества запра­вок (рис. 14) Чек-/ (ч)-

Если судить по первому графику, то тесной зависимости между численностью и количеством складов нет. Однако это не соответ­ствует действительности, так как при составлении данного гра­фика нельзя было учесть количество заправок q, характеризую­щих объемы работ складов. Чем больше </, тем больше требуется кладовщиков при одном и том же количестве складов. Именно поэтому на первом графике (см. рис. 13) против оси чСк оказалось несколько точек, ординаты которых различны.

Рис. ІЗ. Здвнсн*
мость численности
кладовщиков от
количества
складов

Рис. I I. Зависимость численности кладовщиков
от количества заправок

На втором графике (см. рис. 14) наблюдается некоторый раз­брос точек. Он вызван влиянием неучтенных факторов.

С учетом этого строится зависимость между скорректирован­ной численностью и количеством заправок, приходящихся на один

склад (рис. 15):—=/(? ). При этом влияние е на отклонение с с

точек от линии зависимости исключено. Зависимость, представ­ленная на рис. 15, может быть выражена уравнением

-а.+я,- -2—-

С е

Умножив обе части этого уравнения на е, получают:

Чскс=а|б+А2</. (57)

153

Таблица 29

Исходные данные для определения количества заправок топливозаправщиков

1 = X

S-P * 5 с.

-ft 3

Количество топливоза­правщиков по типам т

Емкость одного топливозаправщика

Средневзвешен­ная емкость топливозаправщи­ка fCp

Q фмэ

Я

S

Ё

со

н-

ТЗ-200-500

ТЗ-16

ТЗ-22

всего

3900

7900

,16000

22000

всего

л —

кг

тыс. г

тыс.

1

2

1

,10

13

7800

7900

220000

235700

14505

10265

235.9

16,3

2

1

1

1

1!

14

3900

7900 1

16000

242000

269800

19271

15417

252,0

16,4

3

2

8

10

32000

176000

208000

20800

166-10

354,0

21,3

4

6

4

10

96000

88000

184000

18400

14720

То2,8

27.4

5

2

5

9

16

15800

80000

198000

293800

18362

14690

285,1

19.4

6

1

2

6

10

19

3900

15800

96000

220000

335700

17668

14134

214,1

15.2

7

5

8

5

6

24

19500

03200

80000

132000

294700

12279

9823

19S.0

20.2

8

2

5

5

6

18

7800

39500

80000

132000

259300

14406

11525

201,3

17,5

9

1

4

8

13

7900

64000

,176000

247900

19069

15255

163.4

Ю.7

10

4

11

5

19

31600

224000

110000

3G5600

19242

15394

130.0

3,4

11

1

4

5

3

13

3900

31С00

80000

66000

181500

13962

11170

127,2

11.4

12

4

7

8

19

31600

112000

176000

319600

16821

13457

141,0

10,5

13

1

8

1

8

18

3900

63200

16000

176000

259100

11391

11515

77.8

6.8

14

2

7

1

6

19

7800

55300

64000

132000

259100

13637

10910

85.8

7.9

15

3

4

6

3

16

11700

31600

96000

66000

205300

12831

102G5

78,2

7.6

16

2

5

2

1

10

7800

39500

32000

22000

101300

10130

8104

63,3

6.8

17

1

2

2

5

7900

32000

44000

83900

16780

13424

37,5

2.8

18

1

7

4

3

15

3900

55300

64000

66000

189200

12613

10090

38,8

3,8

В формуле (57) коэффициент при г/ равен расчетному тангенсу угла наклона линии (см. рис. 15), а коэффициент при е — орднна-

Чсн

те точки пересечения линии регрессии оси ординат————- .

с

Из графика следует, что разброс точек значительно уменьшил­ся н имеется линейная зависимость между указанными величи­нами.

В табл. 30 приведена скорректированная численность и количе­ственные выражения влияющих на нее факторов, а также отно­шения скорректированной численности «<01{ и количества заправок к количеству складов е, с помощью которых были построены гра­фики при выборе факторов. В ней приняты следующие обозначе­ния:

Расчетная формула выводится способом наименьших квадра­тов; при этом используются данные табл. 30.

Искомая формула имеет такой вид:

Я я і flj/l.

Для определения коэффициентов Я|, «2 необходимо по итого­вым данным табл. 30 составить два нормальных уравнения:

ПиА1—аЦА=2у

ахЪА+а&А*-УуА,

где 2А, ZA2, £//, YijA — итоговые данные рядов в табл. 30;

пЩ1 — количество предприятий, данные кото­рых включены в табл. 30.

«г

00*

?} *2 2

Подставив в эти уравнения итоговые данные табл. .’30, полу­чают:

18я, + 138,7а2~92,1;

138,7а,-Н 394,67а*1 -800,32,

откуда следует

а,=2,81; а* -0,30.

Подставив значення коэффициентов (после их округления) в исходное уравнение, получают:

=2,81 -}-0.30 -3— . е е

Умножив обе части уравнения на е, получают расчетную фор­мулу

г/„ = 2,81е+0,30<7.

Результаты определения нормативной численности но этой формуле приведены в табл. 30. Из нее следует, что отклонения нормативной численности ‘/„ от скорректированной чсн ни по од­ному предприятию нс превышают допустимых (±15%). Следова­тельно, полученная па основе проведенных исследований формула может быть принята для определения нормативной численности кладовщиков складов ГСМ в аэропортах, обслуживающих сред­ние и дальние магистральные самолеты.

В аэропортах, где количество смен меньше принятого в расче­те (меньше четырех), приведенную выше нормативную формулу следует корректировать, используя коэффициенты сменности Ке»:

*/„« /Сем — (2,81Н-0.30<7).

При трехсменной работе /Сом= Q.75.

Следовательно,

‘/, -0.75(2.81е+0.30^.

о

При двухсменной работе А’гч = —=*0,50 и соответственно */„ = 0.50(2,81е-К>,30<7).